История паркета

В строительстве интерьера полам издавна уделялось большое внимание.
В общественных зданиях древней Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое большое распространение а России получил деревянный пол из досок, "дубовых кирпичей" и щитовой художественный паркет. Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью обработки и дешевизной.

С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями.

Начиная с XVI века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол или мост назывался "косящатым".

Клепки обычно лежали на грубо распиленном основании из мягкой породы, большей частью сосны.

В XVII веке наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, причем швы между дубовыми кирпичами также заливались известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда тянулся дубовый бордюр. Такой паркет существовал и раньше: он был в Дмитровском соборе во Владимире, в некоторых общественных зданиях, в боярских хоромах, в церкви Василия Блаженного и в Донском монастыре.

В начале и даже в середине XVIII века простой рисунок паркета "в елочку" был широко распространен в Петербурге; им пользовался архитектор Растрелли при создании апартаментов Екатерининского дворца.

Паркет начала XVII века связан с русской резьбой, которая искони была самым излюбленным видом народного искусства.

Предметы материальной культуры нашего народа, а также фольклор, былины, сказки ярко показывают ту любовь к резным украшениям, которые через многие века пронесли мастера и художники в украшениях жилища, утвари и мебели.

Еще в XV - XVII веках искусные резчики по дереву делали такую тонкую резьбу, что ее трудно было отличить от высокохудожественной чеканки, а когда она покрывалась позолотой, то выглядела подчас тончайшей басмой.

Высокохудожественная резьба процветала в XVII веке в Москве и мастерских Оружейной палаты.

В 1071 году Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством для изготовления паркетов на строительстве Петербургских дворцов.

Для дворцовых паркетов в 1749 году было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса которые хранились на запасном Смольном отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркетов, значительно увеличился, и к концу XVIII века стали применять уже свыше 50 различных пород дерева.

Наряду с местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом, буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачем и кизилем - стали все более и более применять редкие дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, причем среди них были также и бразильские породы: якаранда (вид палисандра), цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует указать на черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), фиолетовое - палисандр, розовое - амарант и другие. Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов.

В зависимости от употребляемых материалов и паркеты носили различное название: цветные (т.е. набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные и дубовые. Все они изготовлялись отдельными щитами, поэтому и сам паркет получил название щитового. Русские художественные паркеты XVII - XIX вв. явились подлинно художественными произведениями, равных которым нет во всем мире.

В конце XIX - начале XX в. на смену кропотливой ручной обработке дерева пришли фабричные технологии. Сложные наборные паркеты стали выходить из употребления даже во дворцах. На их смену пришел штучный паркет (впервые появился в 1840 г.), который мог застилаться роскошным ковром.

В начале XX в. классические композиции в интерьерах уступили место орнаментам в стиле модерн. В оформлении полов, при сохранении общей симметрии, ритм орнамента стал другим: исчезли монотонно повторяющиеся формы и цвета. На их место пришло чередование цветов и многообразие форм.

(Соловьев)